Сила метафоры

Люди могут не осознавать и не придавать значения метафорам, но они серьезно влияют на восприятие информации, влияют на наше мышление каждый день через то, что мы читаем, что мы смотрим или слышим из множества источников.


Сейчас мы все находимся в информационном потоке, новости о пандемии коронавируса захлестывают нас. При этом ТВ и Интернет соревнуется в ярких заголовках, стараясь привлечь и удержать наше внимание. Можно видеть пугающие и шокирующие эпитеты и метафоры “новая чума”, “тотальное заражение”, поиски тайных смыслов и теории заговора, а говоря про меры борьбы и защиты от коронавируса повсеместно пользуются метафорой “война”. А ведь лексика, которую СМИ использует, напрямую влияет на наше с вами восприятие. Для профилактики умения фильтровать информацию, вспомним одно исследование.


В 2011 году психологи Стэнфордского университета провели интересное исследование того, как одна метафора может изменить мнение людей на одну и ту же ситуацию.

В исследовании участвовали 482 студента, разбитые на две группы. Обе группы попросили прочитать статью про преступление в городе Аддисон. После прочтения каждый участник должен был предложить решение, что нужно делать, чтобы преступлений было меньше. Разница в статьях заключалась в метафоре, которой было описано преступление. Для первой группы преступление было описано как «дикий зверь, который затаился и охотится на улицах города», а для второй группы как «вирус, которым заражен город и теперь досаждает жителям».


В итоге, 75% участников первой группы предлагали решения, связанные с ужесточением наказания, говорили, что нужно строить больше тюрем и применять больше карательных мер для преступников или даже вводить войска. И только 25% участников предложили в качестве решений улучшение экономики, благоустройство городской среды, повышение уровня образования и другие социальные реформы.


Во второй группе, где преступление сравнили с вирусом, только 56% предложили ужесточить закон, а 44% задумались над социальными реформами. Согласитесь, существенная разница.

Примечательно, что психологи также решили проверить, осознают ли люди, что на них повлияла именно метафора? Поэтому студентам был задан дополнительный вопрос, что произвело на них большее впечатление, в результате которого у них сформировалось мнение. И тут подавляющее большинство опрошенных сказали, что опирались в своем мнении на статистику преступлений, т.е. якобы ориентировались на логику, на объективные факты. И только 3% людей признались, что ключевым была метафора, через которую им рассказали о преступлении.


Мы воспринимаем метафору неосознанно и она влияет на то, как складывается наше мнение.


Держите свой мозг в чистоте и развивайте критическое мышление. Особенно, если информация, которую вы получаете, насыщена эмоциональными примерами.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll Up